Храбрая сердцем Constance Markievicz: жизнь и приключения красной графини

Constance Markievicz... Удивительно, как при моем интересе к ярким личностям, я ни разу не слышала о ней до приезда в Ирландию. Красавица-аристократка, которой была уготована сладкая судьба "небожителей" высшего общества Великобритании, выбрала для себя жизнь, наполненную борьбой и опасностью.

Constance Georgina Markievicz, known as Countess Markievicz, Irish politician, sufragette, socialist (1868-1927)
Констанция Маркевич стала первой женщиной-депутатом, представительствующим в Британском парламенте, и первой женщиной-министром Ирландии (и одной из первых в мире, кстати).

Характер эта прелестная дама имела нордический. Ее политические установки были просты и сводились к тому, что лучшая инвестиция в светлое будущее, - это заложить бриллианты в банке, купить револьвер и перестрелять своих врагов. О жизни и приключениях ирландской "красной графини" - читайте ниже.

"Она казалась птицей среди гор..."

Констанция в бальном одеянии
Странную для Ирландии фамилию Маркевич (вместе с титулом графини) Констанция получила от своего супруга-поляка. Впрочем, и сама она была не из "простых" - происходила из старинной англо-ирландской дворянской семьи Гор-Бутх, весьма славной при том. Ее отец, Генри Гор-Бутх, был широко известным путешественником и исследователем-полярником. Семья проживала в самом центре Лондона, однако владела обширными владениями на севере ирландского графства Слайго (от автора, - в самом центре которого я имею счастье в настоящее время обитать). Во время голода 1879-1880-х годов сэр Генри бесплатно снабжал провизией своих арендаторов, что произвело сильное впечатление на юную Констанцию и ее младшую сестру Еву. В их доме нередко гостили деятели "Гэльского возрождения" и братья Йейтсы. "Она казалась птицей среди гор, свободной чайкой с океанских дюн", - такое впечатление Констанция производила на поэта Уильяма Йейтса во времена юности. Такую мы можем увидеть и на старых фотографиях - пышные локоны из-под кокетливой шляпки, воланы светлого платья, нежный овал лица и большие глаза. Кто ж знал в то время, что этому прелестному созданию милее окажется поигрывать маузером, чем веером!

Польский граф Казимир Маркевич накануне
свадьбы еще не подозревал,
что жена и мать из Констанции
получатся "так себе"))

А ведь в то время Констанция еще планировала посвятить свою жизнь искусству и с 1892 года училась на художницу, - вначале в лондонской Школе изящных искусств Слейд, потом в весьма престижной парижской художественной Академии Жюлиана. Кстати, там она и встретила своего будущего мужа, художника Казимира Дунина-Маркевича, представителя польского шляхетского дворянства (чья семья владела землями на территории современной Украины). 29 сентября 1900 года они поженились и начали семейную жизнь в Дублине. Констанция родила дочь (нарекла ее ирландским именем Maeve), и воспитывала также сына Казимира от первого брака - Николая. Жили молодые спокойно, но не размеренно, а скорее богемно, - устраивали приемы, общались тесно со многими деятелями ирландской культуры и искусства. От политики в самом начале "нулевых" 20 века Констанция еще была далека.

Рождение "Дочери Ирландии"

В 1906 году Маркевичи арендовали маленький коттедж в пригороде Дублина. Его предыдущий арендатор, Патрик Колум, оставил там пачку старых журналов националистической партии Артура Гриффита Sinn Fein, где печатались материалы о необходимости создания независимой Ирландской Республики. Чтение этих журналов вызывало в юной графине смутные фантазии о переустройстве общества. Тем более, что смелые порывы и бунтарский дух она обнаружила в себе еще в студенческие годы в Лондоне, когда нежданно-негаданно умудрилась вступить в Национальный союз феминисток. Да и позже, вращаясь в среде "Гэльского возрождения", Маркевичи дружили со многим нынешними и будущими ирландскими политическими деятелями - Майклом Девиттом, Джоном О'Лири, Мод Ганн и другими. В 1908 году Констанция вступила в ряды партии Sinn Fein, а также в женскую общественно-просветительскую организацию Inghinidhe na hEireann ("Дочери Ирландии"), а еще годом позже и сама основала военизированную скаутскую организацию Fianna Eireann ("Солдаты Ирландии"). Сложа руки не сидела: играла на сцене "Театра Аббатства" (цитадели "Гэльского возрождения"), разрабатывала знамя и униформу "Солдатов Ирландии", находила специалистов по военному делу чтобы обучать мальчиков-скаутов владению огнестрельным оружием. Это произвело сильное впечатление на одного из будущих лидеров "Пасхального восстания" 1916 года (одна из самых ярких и драматичных страниц ирландской истории) Патрика Пирса (впоследствии безжалостно расстрелянного британцами). Ясный перец, такая активная антибританская деятельность рано или поздно означала серьезные проблемы с законом, которые у Маркевич и начались примерно в апреле 1911 года.
"Модный совет от "красной графини" для женщин:
 “dress suitably in short skirts and strong boots, 
leave your jewels in the bank, and buy a revolver.”

Особо отличившаяся особа

Предполагавшийся визит британского короля Георга V в Ирландию встретил ощутимую волну народного недовольства, - Ирландское Республиканское Братство умудрилось собрать в Дублине на протестную демонстрацию 30 тысяч человек. Демонстранты вели себя весьма "не цивильно": ладно бы только ораторствовали, но они осмеливались забрасывать портреты короля камнями, а вместе с портретами - и живых полицейских, а наша графиня Маркевич и вовсе "словила кураж" - взяла, да и спалила прилюдно громадный британский флаг, стащенный со здания Лейнстер-хаус! За такую неслыханную дерзость она на несколько месяцев "загремела" под арест. Свою позицию она объясняла так: "Наш первый шаг к свободе - осознать себя, как ирландских женщин. Не просто как женщин-ирландок, а именно как Ирландских Женщин. Мы с вами в двойном рабстве, и сражаться должны на два фронта."

Бесплатный суп вместо бриллиантов

В ходе событий Дублинского Локаута 1913 года Констанция Маркевич активно поддерживала бастующих рабочих. Представьте только: для того, чтобы наладить снабжение рабочих бесплатной едой, ей пришлось распродать почти все свои драгоценности и набрать кучу кредитов!
Бесплатная столовая для повстанцев.
У котла - графиня собственной персоной
Вместе с другими "дочерьми Ирландии" она организовала также бесплатную столовую для детей из бедных семей, пострадавших от участия в Локауте. На почве увлечения социализмом графиня Маркевич тесно подружилась с Джеймсом Конноли (тоже впоследствии расстрелянного за организацию восстания). Вместе с ним она разрабатывала униформу для солдат "Ирландской Гражданской Армии", в ряды которой вступила, и сама придумала гимн для этой армии. Кстати, в рядах ИГА Маркевич получила чин лейтенанта с правом на ношение оружия.
Увы, жертвуя собой во имя будущего Ирландии, Констанция поставила крест и на своем семейном счастье. Муж Казимир Маркевич ее увлеченностей не одобрял, а потом и вовсе забрал сына Николая, да и укатил на Украину - без оглядки и без возврата. Ну, а дочь графини - Маеве - все время воспитывала бабушка, Констанции было не до детских соплей - нужно было творить революцию и спасать Ирландию!

Смелая валькирия революции

 В 1914 году Констанция Маркевич приняла участие в одной из ключевых операций по снабжению "Ирландских волонтеров" контрабандным оружием. 26 июля 1914 года яхта "Асгард" с почти тысячей винтовок на борту вошла в бухту Хоут к северу от Дублина, где ее встретили бойцы "Ирландских Волонтеров" и "ИГА". Последних возглавляла наша героиня - Констанция Маркевич. Полутора годами позднее на горизонте замаячило крупномасшатбное восстание, и "красная графиня" (с этим "ником" она к тому времени уже прослыла в народе) активно участвовала в его подготовке.  Когда непосредственно накануне восстания в газетах появился стоп-приказ Оуэна МакНейлла, отменявший мобилизацию "Ирландских Волонтеров" и фактически обрекавший восстание на поражение, разгневанная графиня, по воспоминаниям очевидцев, кричала на весь Либерти-Холл и сыпала в адрес трусоватого начальника угрозами "пристрелить этого сукиного сына"! Только Джеймс Конноли был в силах ее утихомирить, пообещав, что если хоть волос упадет с волоса МакНейлла, графиня лично за это ответит. Распри в рядах повстанцев были ни к чему, и Констанции пришлось усмирить свой темперамент. Тем более, к тому времени она уже была в звании майора ИГА и служила третьим офицером в штабре командования коменданта Майкла Маллина, сражаясь в рядах гарнизона парка Сент-Стивен-Грин. Маркевич лично руководила возведением баррикад в парке и занималась развертыванием кухни и госпиталя. В первый же день восстания она, вооруженная тяжелым маузером, хладнокровно пристрелила британского офицера, пытавшегося помешать строительству баррикад.
Она вообще производила сильное впечатление на окружающих - уже не очень молода, но очень энергична, в солдатской униформе, с оружием в руках, она казалась ожившим персонажем ирландских легенд.

 "Красная Пасха" - то знаменитое Дублинское восстание в апреле 1916 года, которое провозгласило страну независимой республикой, - длилась шесть дней, пока 12 тысяч английских карателей не сломили сопротивления защитников Дублина. 30 апреля повстанцы получили приказ Патрика Пирса о капитуляции. Очевидцы говорили как графиня Маркевич (заместитель командира отряда ИГА) поцеловала свой пистолет, прежде чем сдать его британским солдатам. А также отказалась ехать к месту заключения на автомобиле, предпочтя отправиться туда пешком вместе со своими солдатами, под улюлюканье и насмешки толпы, наблюдавшей за конвоированиеми повстанцев. 

"Вы не можете убить женщину!"

Ирландское Пасхальное восстание 1916 года не имело ничего общество с тем, как у нас обычно представляют восстания: демонстранты с транспарантами, бабы с иконами, пейзане с вилами. Это была чисто боевая операция по захвату власти, в которой приняли около 200 женщин. В тюремные казематы Килменхэм вместе с Констанцией Маркевич попало около 70 из них. Графиню отправили в сырую одиночку, но это не сломило ее дух. Во время военно-полевого суда 4 мая 1916 года она не признала себя виновной в участии в военном мятеже, заявив при этом суду: "Все совершенное мной я считаю правильным и не изменю своего мнения!" По другим сведениям (из одного из писем Уильяма Уайли, бывшего судьей-обвинителем по делу) графиня на суде вела себя как девочка, то есть плакала и повторяла: "Я всего лишь женщина, вы не можете убить женщину!"  Искренне она рыдала или театрально - не как уж и важно, ибо это сработало. Хотя Маркевич была признана виновной и приговорена к расстрелу, временный глава британской администрации в Ирландии генерал сэр Джон Максвелл заменил его на пожизненное заключение "с учетом пола заключенной". Лично я думаю, графиня была не глупа и прекрасно знала обстоятельства современной политики: ведь в это время Англия ждала вступления Америки в мировую войну и опасалась, что казнь женщины может вызвать антианглийские настроения в США, где проживает много ирландцев.
1918 год. Народ избрал ее, первую в истории (!) женщину,
в английский парламент.

Из Килмэнхема "красная графиня" была переведена в дублинскую тюрьму Маунтджой, а после в английскую тюрьму Олсбери. 
Другим ее товарищам повезло меньше. Почти все организаторы восстания - 15 человек - были казнены. Любимца ирландских рабочих, марксиста и революционера Джеймса Коннолли, английским карателем для расстрела пришлось привязать к походному креслу, - он был тяжело ранен и не мог стоять. 

Первая женщина-депутат

В конце 1917 для участников Пасхального восстания была объявлена всеобщая амнистия. Графиня тоже была освобождена, но ненадолго, - через несколько месяцев опять попала за решетку за участие в антипризывной кампании в Ирландии (ирландцы отказывались и дальше поставлять пушечное мясо для британской армии). Однако судимость не помешала Констанции Маркевич участвовать на всеобщих парламентских выборах в Ирландии 1918 года и одержать победу над соперниками. 
Народ избрал ее, первую в истории (!) женщину, в английский парламент. Впрочем, свое место в Палате общин Великобритании она по факту так и не заняла. Во-первых, на тот момент еще сидела в тюрьме Холлоуэй. Во-вторых, она как и другие республиканцы, сама отказалась в нем заседать. Ирландские депутаты партии Sinn Fein созвали в Дублине свой парламент, который в январе 1919 года снова провозгласил Ирландию республикой и объявили о выходе из состава Великобритании. Так начался новый виток войны за независимость Зеленого острова. 

В этом подпольно сфомированном правительстве Ирландской Республики во главе с Имоном де Валерой графиня Маркевич заняла пост министра труда.
Занимала она эту должность до января 1922 года (став таким образом первой женщиной-министром в Ирландии, и второй - в мире). Потом в стране произошел очередной раскол в результате Англо-Ирландского мирного договора 1921 года. Согласно Договору, Ирландия под именем Ирландского свободного государства становилась доминионом Британской Империи, а шесть графств Ольстера оставались в прямом подчинении Лондону. Не согласившись с Договором, графиня вместе с Имоном де Валерой и другими политиками вышли из правительства и перешли в оппозицию. 
И вот опять, в который раз, наша графиня - снова в самом эпицентре событий. Во вспыхнувшей гражданской войне Маркевич участвовала в битве за Дублин в рядах мятежников. Де Валера сложил оружие только спустя год, весной 1923 года. После завершения Гражданской войны Констанция Маркевич продолжала заниматься активной общественной деятельностью, встречалась с лидерами ирландской диаспоры в США, была избрана в парламент Ирландского Свободного государства от округа Южный Дублин в 1923 году, но опять же (покой нам только снится!) совершила совместный демарш с другими бывшими повстанцами Де Валеры и снова на месяц попала за рпешетку. В 1926 году де Валера создал политическую партию Fianna Fail ("Солдаты Судьбы") и Констанция Маркевич стала одним из первых ее членов. 

Наверняка она бы еще сыграла свою роль, но затяжной туберкулез оборвал ее жизнь 15 июля 1927 года. Ей было 59 лет. Свои последние дни она скоротала вместе с мужем и пасынком, которые все же приехали с ней попрощаться. "В ее серде было в избытке мужества. Оно было облачено им, как броней", - произнес Имон де Валера во время прощальной речи. Графиня была похоронена на дублинском кладбище Гласневин, рядом со многими другими ирландскими известными деятелями. Ее память также увековечена монументом в парке Сейнт Стивенс Грин: на каменном постаменте бюст женщины в форме майора Ирландской Гражданской Армии. Красивое лицо, устремленный вперед взгляд, на плечах погоны. Женщина-воин, борец-идеалист, сильная личность. 




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хотите приманить фею - постройте ей дом!

ЛЕПРЕКОН: маленький пьяный сапожник, волшебный плут и мастер по играм в прятки

The Frenchman's Grave and The Rebellion of 1798