Руины Sligo Abbey: наследие великих инквизиторов


Давно хотела написать об аббатстве Слайго. Некогда это был монастырь доминиканцев, теперь его руины составляют одну из главных достопримечательностей Слайго. Преддверие Хэллоуина, когда улицы уже наводнила всякая нечисть, монстры и ведьмы, отличный повод вспомнить и о тех, кто эту "нехристь" уничтожал мечом и огнем, - инквизиторы-доминиканцы. Их история и деяния - очень интересная тема, но слишком обширная, поэтому здесь очень вкратце - о монастырских легендах, и о населявшем это место псах Господних.

В 1253 году, почти одновременно с замком главный судья Ирландии, лорд Морис Фицжеральд, заложил аббатство, в котором обосновались монахи-доминиканцы.
Аббатство строилось в том же мрачном средневековом готическом стиле, что и замок, положивший начало основанию города.

Спустя два столетия, в 1414 году, аббатство странным образом загорелось от копеечной свечи и сгорело дотла. Оно дважды восстанавливалось, но всякий раз его снова разоряли - во время Девятилетней войны в 1595 году, и в 1641 году во время восстания Ольстера. В этом угадывается что-то странное: доминиканские инквизиторы, отправляющие грешников на костер, сами пострадали от огня. Монастырь несколько раз пытались упразднить, но лишь в18 веке "псы Господни", или сторожевые псы веры, (так называли себя доминиканцы, с латинского Domini canes) окончательно покинули аббаство в Слайго, переселившись в другое здание. Кстати, поскольку в Ирландии даже после христианизации оставалось множество приверженцев древних друидских верований, уж не их "рука" ли повлияла на достаточно бедовую судьбу монастыря? (просто интересное предположение)

Согласно уставу ордена доминиканцев, монахи должны соблюдать обет бедности и путешествовать только пешком. Они были великолепно образованны и владели искусством риторики, ведь первоначально их главной задачей было проповедовать и убеждать в истинности христианской веры. Способы убеждения, однако, у доминиканцев дозволялись быть самыми суровыми, ибо Псы Господни были поистине безжалостны в истреблении еретиков, ведьм и прочих противников церкви, - именно доминиканцев понтифик сделал главной силой Святой Инквизиции.
Например, уже в 1252 году папа Иннокентий IV выдал официальное разрешение на применение пыток - монахам было вменено в обязанность  добиваться признательных показаний в ереси, ведьмовстве и колдовстве.
Вместе с тем именно доминиканцы прославились основанием блестящих богословских школ при университетах Болоньи, Оксфорда, Парижа и других. Орден доминиканских нищенствующих братьев взял на себя работу по сбору древних искусств и знаний, в особенности среди людей, верящих в магию. И когда пришло время открыть охоту на ведьм, они употребили эти знания для составления Malleus Maleficarum, "Молота ведьм", - книги, в которой изложены способы выявления и борьбы с ведьмами. А главным источником ведьмовства они как-раз считали дохристианские жреческие знания, коих в Ирландии сохранилось немало.
Основатель ордена, Доминго (Доминик) Гусман прославился своей своими деяниями в крестовом походе по искоренению альбигойской ереси. Среди знаменитых доминиканцев разных времен и стран: философ Фома Аквинский, философ-мистик Майстер Эйкхарт, великий инквизитор Томас Торквемада (кстати, один из величайших злодеев человечества), соавтор "Молота Ведьм" Яков Шпренгер, реформатор Джироламо Савонарола, многие другие по-разному знаменитые личности, среди которых есть как убийцы королей, фанатики веры, так и ученые алхимики, деятели искусства, политики и правозащитники. В средние века этот нищенствующий орден был столь успешен, что его глава начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию даже в самые отдаленные страны. Как псы преследуют жертву, так доминиканские инквизиторы  с фанатичной верой преследовали инакомыслящих.
В настоящее время за скромную плату любой может посетить руины некогда величественного монастыря, побродить среди старых надгробных плит, и прикоснуться к средневековым барельефам, в которых ангелы соседствуют с демонами, а в каменных узорах угадываются лики святых и коварные улыбки мифологических горгулий. А еще, в галерее внутреннего дворика спрятано волшебное место, исполняющее желания, - Love Knot. Мы его еле распознали - древние камни полустерты от многовековых прикосновений ценителей истории. Галерея невероятно прекрасна - стрельчатые арки (все разные, с индивидуальной гранитной отделкой), визуально увеличивают пространство, что усиливается эффектом эха. Стрельчатые арки встречаются повсюду, что свойственно готическому стилю в архитектуре, - и означает устремленность ввысь, к божественному небесному Граду.
Как и любой монастырь, аббатство доминиканцев имело все для комфортного жизнеобеспечения желающих уйти от мирской суеты монахов, - пекарню, кухню, свою ферму, складские помещения и погреба, но после пожара сохранились лишь часть внутреннего двора и собора.
Поэтому умозрительно представить величие аббатства современным посетителям сложно, но есть одна деталь, которая ярко об этом свидетельствует и поныне, - это чрезвычайно ценный резной каменный алтарь, произведение средневекового искусства, единственный в мире в своем роде.
Еще есть легенда, что после очередного нападения на монастырь, монахи решили снять серебрянный башенный колокол и спрятать его в Church Island. Однако странным образом колокол упал в воды озера Lough Gill. Ирландцы до сих пор верят, что лишь "чистые сердцем" способны услышать его звон в Первое Воскресенье июня.
Диковато-мрачное впечатление монастырских руин, с полусохранившимися покосившимися надгробиями упокоенных монахов, расположенные абсолютно хаотично, всегда привлекали любителей мрачной романтики в готическом духе. К примеру, в аббатстве есть странная могила некоего Джеймса - высеченные в камне данные о нем были специально сбиты каменщиками, и никто не знает почему, - то ли этот Джеймс был эксгумирован и перезахоронен, то ли с ним и его матерью связана некая темная история семейной стыдной драмы. Наконец, именно руины аббатства Слайго и его мистическая история вдохновляли писателя Брэма Стокера на создание романа о самом знаменитом вампире графе Дракуле. Мать писателя жила в Слайго во времена эпидемии холеры. И ходили слухи, что порой во время эпидемии людей хоронили заживо  (сердцебиение и дыхание при холере замедливалось настолько, что людей считали мертвыми). И мать писателя любила впоследствии ему рассказывать, как самолично была свидетельницей таких жутких похорон. Возможно, одна из таких историй об обитателях мистических гробниц и стала основой для создания образа существа, восстающего по ночам из могилы и кормящегося кровью живых.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Хотите приманить фею - постройте ей дом!

ЛЕПРЕКОН: маленький пьяный сапожник, волшебный плут и мастер по играм в прятки

The Frenchman's Grave and The Rebellion of 1798